13 сентября 2022
«У тренера сейчас появилась борьба за ребенка, за его время». Интервью с Татьяной Вячеславовной Новиковой, Заслуженным тренером РФ, старшим тренером сборной России по плаванию ЛИН, Мастером спорта России по плаванию.
«У тренера сейчас появилась борьба за ребенка, за его время». Интервью с Татьяной Вячеславовной Новиковой, Заслуженным тренером РФ, старшим тренером сборной России по плаванию ЛИН, Мастером спорта России по плаванию.

Мы продолжаем серию интервью с людьми, вносящими большой вклад в развитие  спортивного плавания в Челябинской области и спорта высших достижений.


           И следующее интервью с Татьяной Вячеславовной Новиковой, Заслуженным тренером Российской Федерации, старшим тренером сборной России по плаванию лиц с интеллектуальными нарушениями (ЛИН), Мастером спорта России по плаванию.


Почему вы решили посвятить свою жизнь тренерской деятельности? Расскажите, с чего все началось?


            Мне кажется, это было предначертано мне судьбой. Я с детства занималась плаванием – я мечтала выигрывать, мечтала выступать и когда моя спортивная карьера подходила к завершению я просто не представляла жизнь без этого вида спорта. Единственное, куда я хотела поступить – это был институт физической культуры, куда я и поступила. У меня было огромное желание быть тренером. Если у меня у самой не получилось в спорте добиться серьезных результатов (хотя я мастер спорта по плаванию) мне хотелось, чтобы  мои ученики добились результата на международной арене. Конечно, я не мечтала о Паралимпиаде, хотя, конечно, лукавлю – мечтала. Всегда мечтала о самых высоких наградах для своих ребят!


С какими сложностями в работе тренера вы сталкиваетесь?


          В первую очередь, для меня в нашем регионе самая большая сложность – это недостаток воды - бассейнов. Мне бы хотелось, чтобы для нашего спорта были построены бассейны, чтобы мне не приходилось выкраивать время, чтобы я могла, как истинный художник, заниматься с детьми столько, сколько нужно, в спокойной обстановке. Сейчас бассейны перегружены и разные виды спорта – синхронное плавание, плавание, прыжки в воду, водное поло - занимаются вместе. В такой обстановке, когда шум-гам тренеру довольно трудно сконцентрировать внимание малышей.


        С чисто тренерской стороны сложность еще в том, что меньше становится очень преданных своему делу (спорту, плаванию) детей, как раньше. Раньше дети были более азартные, сейчас больше возможностей стало: компьютеры, видеоигры и т.д. Раньше была учеба и спорт – дети полностью отдавались этому увлечению. Сейчас мало таких детей, хотя очень много талантливых ребятишек. У тренера сейчас появилась борьба за ребенка, за его время, а без полной отдачи сложно добиться высоких результатов.


Что вы посоветуете родителям, которые думают отдать своих детей в плавание?


           Во-первых, хочу сказать, что те, кто решил отдать детей в плавание – большие молодцы. Считаю, что каждый родитель просто обязан научить ребенка плавать. Пусть ребенок не станет чемпионом, но он должен уметь плавать – это жизненно необходимый навык! Он должен спокойно чувствовать себя, если он оказался на открытой воде.


         Посоветую всегда поддерживать начинания ребенка, не заставлять ребенка, если он не хочет заниматься плаванием. В какой-то момент нужно заставить, чтобы ребенок определился, но если уже никак и если уже умеет плавать, но не хочет плавать, то не нужно. Часто сталкиваюсь с ситуациями, когда родители хотят, а ребенок не хочет плавать. Я его тяну, а он сопротивляется всеми силами. Я чувствую, что я ребенка мучаю, а зачем это делать? У меня была такая же ситуация с собственным сыном - в итоге мои силы закончились - он пошел в театральный кружок и решил научиться играть на гитаре. Я его поддержала: сейчас я довольна, что ребенок рад - он с удовольствием бежит на занятия. Главное – прислушиваться к мнению ребенка.


Какие особенности в работе со спортсменами ЛИН (лиц с интеллектуальными нарушениями)?


        Здесь нужно особое внимание, особый подход, чего только не придумаешь, чтобы объяснить ребенку, донести информацию, чтобы он сделал правильно. Также с Валерий, нашей Паралимпийской чемпионкой, мне приходится по-всякому ухищряться, любыми методами и способами добиваться нужных результатов, чтобы на тренировке она сделала то, что мне нужно. Поэтому здесь нужны разные подходы – и кнутом и пряником, как говорится.


Всегда применяются игровые формы работы, они нужны всем ребятишкам. Самое главное, такие ребята должны заниматься в группах со здоровыми ребятишками, чтобы они лучше социализировались, чтобы у них появлялось больше друзей. Они повторяют за здоровыми ребятишками, быстрее схватывают, лучше понимают.


Мы поздравляем вас с назначением главным тренером сборной России ЛИН.


Наши подписчики в социальных сетях интересуются, как повлияет это назначение на работу с вашими подопечными?


        Спасибо за поздравление, я, конечно, не сильно ждала, что так произойдет в моей жизни. Не сильно рада, так как понимаю, что будут страдать мои подопечные. Я думаю, что будет больше командировок, не могу сказать, что это будет постоянно, но на основных знаковых соревнованиях и сборах я должна буду присутствовать. Это, в основном, весенне-летний период, осень и зиму я буду здесь, со своими ребятами.


У меня есть хороший тыл, второй тренер, который со мной работает– Семен Ильич Полонский, мой бывший спортсмен, мастер спорта, поэтому, я думаю, что своих ребят я оставлю в надежных руках.



Ещё вопрос от подписчиков, 5 советов для начинающих спортсменов.


1.Совет – определиться со своим желанием быть спортсменом. В спорте много лишений – в плане питания, режима, увеселительных мероприятий.


2.Совет – полностью отдавать себя спорту, не только на тренировке, а также увеличивать свой опыт благодаря насмотренности – просмотру фильмов, соревнований, техники!


3.Совет - подключать родителей, родители – помощники, вы с ними в одной команде! Поддержка родителей очень важна. У родителей со спортсменом должны быть общие интересы, чтобы они делали видеосъемку на соревнованиях, смотрели, разбирали вместе, а также с тренером.


4.Совет - чтобы было взаимопонимание с тренером! Внимательно слушать тренера, быть с ним в одной лодке, команде, не так, что сегодня слушаю, а завтра - забыл или не пришел. С тренером должны быть теплые партнерские отношения – тогда все получится! Если тренер тянет, а подопечный сопротивляется – будет сложно.


5.Совет – планировать свой день. Спорт отнимает много времени, но не стоит забывать про учебу, главное – правильно распланировать свой график – питание, сон, чтобы все было на результат и восстановление! Не расстраиваться, если что-то не получается, кто действительно хочет, кто упорный - тот добьется своих целей.


Немного о личном. Чем вы занимаетесь в свободное от работы время? Какое у вас хобби? Какая у вас мечта?


         Мечта в спорте была – добиться высоких результатов, Олимпиада – это произошло! Я очень счастлива! А по поводу личного – мне не хватает общения с семьей из-за частых командировок, поэтому все свободное время я провожу с семьей! Мы можем съездить с мужем и сыном на природу, погулять, сходить в поход.


Отдых у меня всегда активный – на великах покататься, йогой позаниматься - расслабиться, растянуться, мысли привести в порядок. Я не люблю отдых заграницей, меня устраивает наша область, у нас очень много красивых мест! Очень люблю бывать у родственников в Южноуральске. Я приземленный человек – банька, теплая компания, общение с родными и близкими – это то, что меня наполняет! 


Люблю садоводство летом, развожу цветы! Обожаю своего кота, люблю с ним побаловаться, побеситься. Кот рядом, кстати, ходит, пока я с вами разговариваю, настраивает меня на нужный лад.


Моя мечта в личном - дочка. Сын у меня есть, а дочери – нет. Наверное, уже и не сбудется эта мечта, останусь я из-за своей работы без мечты в личной жизни.

Поделиться в соц. сетях: